Автостопом с Енотом и Машей

В конце января в театре вновь показали «Автостоп». Не на экране, в записи, а как раньше. Из декораций — крутящийся стул и кепка. На сцене актёр и кукла. Маша и Енот. Дорога сложилась удачно и привела в театр.

Синий круг выхватывает из темноты двоих.

— Может, и мы вернёмся? — говорит Енот.

— А смысл? Как всё поменять? — Маша пожимает плечами.

— Придумаем, что-нибудь! Дом он уже вырастил… — Енот неумолим.

— А зачем?

— Истории рассказывать, его старые, как эта, новые ещё придумаем. Будем меня за деньги показывать.

— А это ты что такое придумал? — Маша явно удивлена.

— Это из другого эпизода, которого сегодня не было, — очаровашка Енот машет своей маленькой лапкой, а к моему горлу подступает ком. — Мысль то трезвая надо оставить.

— Трезвая, — вздыхает Маша. — А кому? Все уже всё видели?

— Как кому? Тем кто любит, скучает, да народу вон сколько ездит.

Из глаз предательски катятся слезы. Так часто бывало на спектаклях Володи, так бывало почти всегда. Он умел задеть за живое, прикоснуться и растопить… И вот, Мастера нет, а его «Автостоп» есть, настоящий, снова… И будто Мастер снова с нами. И ведь это исполнение его мечты, мечты Волшебника. 

— Идею я придумал в Черногории, саму рыбу. А в самолёте уже начал писать.

Спектакль «Автостоп» Владимир Захаров создавал специально для учеников. Многие из них приезжали в театр именно автостопом, и тема должна была быть им близка и знакома. Однако Маша привезла нам эту мечту на самолёте. Новый живой старый спектакль, который написан в дорогах, но преимущественно как раз в самолётах.

— Идею я придумал в Черногории, саму рыбу. А в самолёте уже начал писать. Только взлетали, я уже сидел строчил, потом пока в аэропорту в Москве сидели — писал, пока летел до Томска — писал. В Томске писал. Четыре части написал, и устроили премьеру. 3 февраля. Профукали годовщину, — Володя рассказывал это в марте 2017. В этом году мы снова чуть не профукали эту дату. 

— Потом я поехал в Испанию мастер-класс проводить: и там опять два самолеёта. И Москва, я там сидел в кафушке… Написал еще две сцены. В Испании я выучил текст двух спектаклей: Старой пластинки и новые сцены из Автостопа, а по дороге из Испании написал еще одну сцену. Про кукольника. Я не знаю, откуда всё это берется. 


Володя мечтал, что этот спектакль будут играть другие люди и другие куклы. По сюжету герои решают уехать туда, где их никто не знает, и начать всё заново. Это с любым может произойти. С любым актером и любой куклой. В тексте спектакля так и написано.


Сам Владимир называл этот спектакль спектаклем-рулеткой. Сцены-эпизоды самостоятельны, и последовательность их не очень важна для сюжета. Была идея рандомно запустить звуковую дорожку, чтобы сам Владимир не знал, какая машина сейчас подъедет, какого водителя сейчас придется играть. Чтобы совсем интересно. Возможность такой рандомной выдачи сцен есть в самой программе, её нужно только разрешить. И тогда вот она жизнь: новый эпизод, новая машина, новый водитель, новая история. Не знаю, будет ли когда-то реализована эта идея, но новая жизнь у спектакля точно теперь есть. Жизнь с Машей и Честером.

— А как я буду играть мужчин, я же девочка? — спросила Маша у Владимира в январе 2019 года, когда только собиралась ставить спектакль в качестве проектной работы в театральном вузе, где училась.

— Так же, как я играю женщин, — ответил Володя.

У Маши и Енота совершенно своё путешествие, из 8 эпизодов играются 4 сцены и монолог частично. Однако это он, «Автостоп». Ведь дорога никогда не повторяется, она всегда новая, разная. Реконструкция спектакля адаптировалась и под Машу, и под Енота, невероятно трогательного енота с огромными глазами, пушистым пузиком и трепетным хвостом. Выразительного и очаровательного. Если ещё не знакомы, обязательно познакомьтесь!

Как же хорошо, что Маша сделала это — восстановила «Автостоп». И театр продолжает жить! Это третий реконструированный спектакль, и это большое счастье, видеть, как жизнь продолжается. И спектакли Захарова живут и разговаривают другими голосами, но все так же несут бесконечное тепло, добро и глубину. Вызывают слёзы, а значит, души отзываются как прежде.

Василиса Азарова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.